1829 год:
В Черноморском казачьем войске было принято решение о постройке нового кирпичного завода в Екатеринодаре у реки Карасун с целью «производства кирпича для строительства в городе помещений войсковой канцелярии, городской полиции, земского начальства, арсенала и дома для дворянского собрания».
Две печи завода были возведены в 1830 году. Работали они только в летнее время. «По неотысканию желающих» на кирпичном заводе трудились казаки, прикомандированные с полков, несущих пограничную службу, получая зарплату 4 рубля с каждой тысячи кирпича. Дрова для обжига заготавливали на меновых дворах путём обмена у горцев на соль, а песок и воду доставляли куренные фуры по наряду от куреней. За сезон завод выдавал от 350 до 400 тысяч штук кирпича.
1880 год:
В этот день газета «Кубанские областные ведомости» поведала читателям о том, что «механик Николай Яковлевич Соболевский, проживающий в Екатеринодаре, изобрёл и пустил в ход машину для приготовления папиросных гильз с производительностью 3000 гильз в час».
1925 год:
Газета «Красное знамя» писала о ярком событии в культурной жизни Краснодара: «В это воскресенье в Зимнем театре шёл спектакль для рабочих, организованный культотделом совпрофа. Билеты на него по минимальным ценам распространялись профсоюзами. Давали пьесу Анатолия Луначарского "Яд". В партере - скромные платочки работниц, блузы служащих. Театр полон. В зале тишина и редкий порядок. Пришёл настоящий зритель. Тот, который любит театр, как театр, а не как место для разговоров шёпотом о последних фасонах московских юбок или о последних ценах на пшеницу», - так охарактеризовал это событие корреспондент «Красного знамени» Леонид Ленч.
Перед началом спектакля завкультотделом совпрофа сделал анализ «идеологической сущности последней пьесы Анатолия Васильевича Луначарского, принадлежащей к виднейшим достижениям текущего театрального сезона».
1926 год:
Постановлением окрправления Рабиса (Отдела профессионального союза работников искусства) утверждены устав и коллектив «Мастерской детского театра» в Краснодаре. Руководителем и заведующим художественной частью театра стал Дмитрий Бигдай.
Премьера первого спектакля «Мастерской детского театра», который назывался «У лукоморья», состоялась 6 февраля 1927 года в помещении клуба «Профинтерн».
1942 год:
Краснодарский край в период фашистской оккупации. Захваченная территория была разбита на десять областей, возглавляемых сельхозкомендантами. На проведённом в Краснодаре 20 декабря краевом земельном съезде объявлен «новый порядок землепользования», устанавливавший в качестве переходного этапа к единоличному хозяйству «общинное хозяйство» (так называемые десятидворки).
Таким образом, колхозы, совхозы и МТС (машинно-тракторные станции) объявлялись собственностью германского государства, а на «общинников» возлагалась ответственность за полную уборку урожая и особенно - за своевременную сдачу сельхозпродукции. Новоявленные сельхозкоменданты и их прихвостни распространяли листовки и воззвания, в которых говорилось о том, что «простым людям немцы ничем не грозят, что если пострадают - так это только евреи и коммунисты, что немецкие войска, наконец, "освободили крестьян от цепей большевизма", сделают их "настоящими собственниками земли", что теперь они будут работать "только на себя и для своих детей"».
1942 год:
День особождения от немецко-фашистских захватчиков Туапсинского района Кубани - завершение Туапсинской оборонительной операции Черноморской группы войск Закавказского фронта. Именно с туапсинского направления началось освобождение от фашистов всей территории Краснодарского края.
1958 год:
В Краснодаре открылся кинотеатр «Октябрь». Расположился он на улице Ставропольской (в советское время Ставропольская улица носила имя одного из основателей Компартии Германии Карла Либкнехта).
1988 год:
Писателю Виктору Лихоносову присуждена Государственная премия РСФСР в области литературы имени Максима Горького за роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж».
Из отзыва о романе «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» писателя Валентина Распутина: «По внешней своей структуре это роман об Екатеринодаре (теперешнем Краснодаре) и о кубанском казачестве, которому еще Екатерина даровала привилегии, выделившие кубанцев в силу их пограничного положения и императорского благоволения к ним в особый отряд служилых людей, до последних дней царской власти составлявших своей отборной частью конвой его величества. Поэтому в романе есть всё - и Царское Село, и приёмы казачьих депутаций императором и членами императорской семьи, и российские юбилейные торжества, и празднества, связанные с историей казачества, и гражданская война, и исход с отступающими частями Добровольческой армии в зарубежье, и нелёгкая, мытарская жизнь там, вдали от Родины, а больше всего - многослойная и красочная жизнь в столице Екатеринодаре, военный и будничный быт кубанцев. От высочайших особ и до простых казачек и монашек, от чистопородных великих князей, от знаменитостей искусства и политики до греческих и турецких иммигрантов, содержателей обжорок и притонов - круг действующих лиц в романе. От начал Запорожья и до наших дней - время его действия. От Парижа и до Хуторка в степной глуши - место действия...
Бессомненно, главный герой этого романа - Память. Память - как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества. Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе, присяге и искренних заблуждениях наших предков. Не помня по именам самых знаменитых из них и праведных, чьими мыслями и заслугами мы продолжаем пользоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующим, подобно творениям природы. Безымянное и беспамятное пользование - тоже воровство. Собственность, в чьих бы руках она ни была, должна иметь духовное наследование. Мы уверенней и сильней себя чувствуем, когда получаем не только власть над нею, но и право на неё, от этого мы становимся продолжительнее во времени и надежнее в своих внутренних связях. Наконец мы обретаем совесть, обретаем её не на словах, а на деле, в принятом человеческом законоположении. Мы начинаем ощущать, что мы есть в полном движении времени».
На фото: обложка журнала «Роман-газета» с публикацией романа писателя Виктора Ивановича Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», 1989 год.
19 декабря | События декабря | 21 декабря |