Календарь памятных и знаменательных дат юга России

16 февраля


1801 год:

Грамотой императора Павла I изъявляется «Монаршее благоволение войску Черноморскому за верность, усердие и отличную храбрость...» и подтверждается право Черноморского казачьего войска на «всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли», право вести торговлю и продажу вина на землях, дарованных войску Грамотой Екатерины II от 30 июня 1792 года.

Павел I, как известно, «стремившийся искоренить многие атрибуты деятельности своей предшественницы и матери, императрицы Екатерины II», принял решение о полной замене регалий Черноморского казачьего войска, в том числе, знамён. Высочайшая грамота, повелевавшая Черноморскому войску употреблять новые «знамёна, булавы, перначи и Войсковую печать, каковая положена в войсках Императорского Величества», была утверждена также 16 февраля 1801 года. Черноморскому войску повелевалось «в означение службы его Престолу употребить данные от Его Величества знамёна (войсковое - жёлтое с надписью "Благодать оному" и малые куренные "Белые, с розовым в середине крестом"), булавы, перначи и войсковую печать».

Помимо этого, вместо войскового правительства учреждалась войсковая канцелярия в составе: войскового атамана, двух членов от войска и «особ, каковых Мы заблагорассудим назначить» (войсковую канцелярию в 1801 году представляли атаман Черноморского казачьего войска подполковник Фёдор Бурсак и подполковники Кордовский и Еремеев). При канцелярии полагалось шесть экспедиций:
1 - для дел криминальных,
2 - гражданских и тяжебных,
3 - для казённых,
4 - для межевых,
5 - для полиции,
6 - сыскное начальство, соответствующее земскому суду
; кроме того «для охранения правосудия… соизволяем при войсковой канцелярии быть прокурору».

Однако, уже год спустя, 25 февраля 1802 года, Указом нового императора - Александра I в Черноморском казачьем войске учреждалось Войсковое правительство по образцу Донского войска и предполагался перевод его из Екатеринодара в Тамань...


1872 год:

Родился Иван Дицман - екатеринодарский городской голова.

Екатеринодарский городской голова Иван Николаевич Дицман

Иван Дицман - выпускник Екатеринодарского Александровского училища, крупный предприниматель и общественный деятель дореволюционной Кубани. Торговый дом «Дицман Н. с сыновьями», доставшийся ему от отца, стал одним из крупнейших в Кубанской области. Иван Дицман был владельцем паровых мельниц, торговал мукой в Екатеринодаре и станице Славянской (фото: Иван Николаевич Дицман).

В 1900 году Иван Николаевич приступил к созданию собственного пароходства и вскоре занял на реке Кубани монопольное положение. На протяжении многих лет Иван Дицман активно участвовал в общественно-политической жизни Екатеринодара, а в периоды с ноября 1907-го по ноябрь 1912 года и с августа 1918-го по ноябрь 1919 года был городским головой Екатеринодара.


1916 год:

Владельцы садовых участков Екатеринодара (или, как их называли, - «садовладельцы») обратились в городскую управу с просьбой «возбудить перед правлением Общества Черноморско-Кубанской железной дороги ходатайство об устройстве на новых Садах, в 9 верстах от города, разъезда с остановкой как товарных, так и пассажирских поездов».

На многие десятилетия название «Сады» так и закрепилось за остановкой на трассе Краснодар - Тимашёвск.


1924 год:

При сокращении сети вузов в СССР Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) постановил закрыть Кубанский педагогический институт. Однако местные власти возбудили ходатайство о сохранении вуза и смогли отстоять его. В итоге, в сентябре того же 1924 года малый совнарком постановил включить Кубанский пединститут в общий список вузов страны, находящихся на государственном бюджете.

Сорок пять лет спустя - в 1969 году - постановлением Совета Министров СССР на базе Кубанского педагогического института будет создан Кубанский государственный университет.


1925 год:

Листая подшивку газеты «Красное знамя», узнаём о том, что на Кубани, собственно, как и по всей стране в это время проходила очередная «чистка советского аппарата».

Специально созданная комиссия, с участием представителей ОГПУ (Объединённого государственного политического управления при Совете народных комиссаров страны), «выявила на Кубани среди работников аппарата, случайно попавший туда элемент, идеологически чуждый пролетариату». Заявителям, информировавшим комиссию о таковом «элементе», гарантировалось сохранение их имён в тайне, - отмечала кубанская газета.


1944 год:

Краснодарский крайком ВКП(б) принял постановление о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив.


Мост через Керченский пролив

Уникальная конструкция: 115 пролётов, каждый 27 метров длиной, а общая длина моста 4 452 метра. В строительстве участвовали более 15 тысяч человек. Первая свая была забита 24 апреля 1944 года, а уже 3 ноября по мосту от станции «Крым» до станции «Кавказ» проследовал первый поезд.

Однако, 19 февраля 1945 года мост через Керченский пролив «под напором большой массы льда, движимого сильным северо-восточным ветром со стороны Азовского моря, был полностью разрушен». Восстанавливать мост не стали... (фото: мост через Керченский пролив).

15 февраляСобытия февраля17 февраля




Вернуться к началу страницы

Вернуться на предыдущую страницу

Яндекс.Метрика